Когда Оскару Нимееру исполнялось сто лет (полтора года назад), мне удалось организовать с ним интервью. Тогда же оно было опубликовано в журнале Смысл. Мне кажется обидным если оно не будет выложено в сети и потеряется.
В то же время интервью было выложено на португалоязычном сайте про архитектуру и города в Бразилии: Витрувиус.
В интервью умышленно сохраняется билингвальность для ценителей.
Текст:
Вопрос: Вы – коммунист, а одно из лучших зданий Бразила – кафедральный собор Тернового Венца, одним из значительных Ваших проектов последнее время считается Катедрал Милитар, Игреджа де Н.С. да Паз (уточнить название). Как Ваши марксистские убеждения уживаются с католицизмом в частности, и с религией вообще?
Мои марксистские убеждения в настоящее время сильнее, чем когда бы то ни было. Коммунизм, с которым я себя отождествляю, напоминает мне героизм россиян, к которым испытываю глубочайшее восхищение. Однако, эти политико-идеологические убеждения не противоречат, в принципе, моим интересам как архитектора в отношении строительства церкви. Я не верю в Бога, но уважают тех кто верят. Я сам происхожу из семьи ревностных католиков (у нас в доме на стене висел портрет Папы Римского). Но я очень рано понял глубину и значение несправедливости и общественного неравенства, и вступил в ряды организации Красное Спасение и позднее в ряды Бразильской Коммунистической Партии. По-моему это было правильное решение.
As minhas convicções marxistas estão mais fortes do que nunca. O comunismo com que me identifico me leva sempre a recordar o heroísmo do povo russo, pelo qual nutro enorme admiração. Essas convicções político-ideológicas não entram em contradição – em princípio – com o meu interesse enquanto arquiteto pelo tema da catedral (ou de uma pequena igreja).
Não acredito em Deus, mas respeito as pessoas que nele crêem. Eu mesmo provenho de uma família católica – o retrato do Papa na parede da sala. Mas desde cedo constatei que a injustiça, a desigualdade social se fazia muito profunda e opressiva, e, ainda jovem, integrei-me ao Socorro Vermelho e, mais tarde, ao PCB. Foi uma opção correta, a meu ver.
Вопрос: Когда то Вы сказали: «Я не гений, гений авангардист Родченко, чьи идеи меня вдохновили творчество» Готовы ли Вы повторить это сейчас?
Сейчас мне кажется, что эта оценка несколько преувеличена… Я не имею четкого представления о том, кто может называться гением архитектуры.
Considero haver certo exagero nessa avaliação... Não tenho nenhuma definição fechada sobre o que seria um gênio em arquitetura.
Вопрос: Бразилия, наверное, самый известный Ваш архитектурный проект. По прошествии сорока с лишним лет с того момента, когда Ваша мечта стала наполнятся жизнью, можете ли Вы сказать, что построили бы сегодня точно такой же город? Или может быть Вы создали бы совершенно новое? Является ли для Вас Бразилия «Идеальным городом»?
Бразилия является выражением момента того сильнейшего энтузиазма, которое страна переживала в 50- е годы. Этот энтузиазм связан самым тесным образом с фигурой президента Жуселино Кубичек. Строительство новой столица – было очень смелым шагом, который позволил расширить и объединить огромные, территории внутри Бразилии. Спустя 40 лет, Бразилия превратилась капиталистическую метрополию и имеет те же проблемы, что и другие крупные города страны. Демонстрируя, таким образом, ошибки связанные с выбором модели экономического развития предпринятого в Бразилии. По этой причине я не могу назвать Бразилия «идеальным» городом .
Brasília expressa – talvez de forma exemplar – o momento de entusiasmo que o Brasil estava vivendo na década de 1950. Entusiasmo que se deve associar à figura singela, de um verdadeiro empreendedor, que foi o presidente Juscelino Kubitschek. A construção da nova capital foi uma aventura, mas ela possibilitou a expansão e a integração de áreas importantes do interior do País.
Passados mais de 40 anos, Brasília se converteu numa metrópole capitalista a exibir os problemas mais graves que afetam as grandes capitais brasileiras. Ela revela os desacertos que é possível associar ao modelo de desenvolvimento econômico adotado no Brasil. Assim sendo, não posso reconhecer em Brasília uma cidade “ideal”.
Вопрос: Как Вы считаете, насколько удачной является идея разместить столицу в географическом центре страны? Стоит ли, например, Российской Федерации переносить столицу в свой географический центр?
Строительство Бразилия было смелым решением президента Жуселино Кубичек.
Я не обладаю достаточными знаниям о России, чтобы ответить на ваш вопрос. К сожалению, я был в Москве очень мало времени, это произошло после окончания II Мировой Войны.
Foi uma decisão corajosa do presidente Juscelino Kubitschek.
Não tenho conhecimentos suficientes sobre a Rússia para responder a sua outra indagação. Infelizmente conheci Moscou muito rapidamente, bem pouco tempo depois do final da Segunda Guerra Mundial.
Вопрос: Как бы Вы расценили развитие современной архитектуры? Движется ли она в правильном направлении? Могли бы Вы назвать молодого архитектора, чьи работы Вам нравятся?
Я избегаю критиковать моих коллег. Существует столько разных направлений в современной архитектуре, что, как мне кажется, сложно принимать какие-то критические суждения. В отношении молодых архитекторов, я по-прежнему защищаю две основные идеи, во-первых: архитектура – это творчество (в том аспекте что каждый современный архитектор должен следовать своей творческой интуиции, в поиске новых форм) и во-вторых, что существует беспредельное множество возможностей работы с железобетоном. Почему бы не начать поиск путей для создания новой архитектурной жемчужины?
Evito sempre criticar colegas.
Existem tendências tão variadas na arquitetura atual que é, a meu ver, problemático fazer um juízo mais crítico a esse respeito. Continuo a defender, com o pensamento voltado para os jovens arquitetos, duas idéias básicas – a de que arquitetura é invenção (e, sob tal aspecto, todo arquiteto moderno deve seguir a sua intuição criadora, em busca da forma diferente), e a noção de que existe um mundo ilimitado de possibilidades a explorar que o concreto armado oferece aos arquitetos. Por que não explorá-las e encontrar outros caminhos para se alcançar o espetáculo arquitetural?
Вопрос: Работаете ли Вы сейчас над каким ни-будь новым проектом?
У меня много различных новых проектов в Бразилии и за рубежом. Хотел бы только отметить две работы которые мне особенно симпатичны - это Культурный Центр спроектированный для Авила в Испании и Административный Центр правительства штата Минас Жераис, который будет возведен в столице штата, городе Белу Оризонти. В эти проекты, как и во все остальные, я постарался вложить весь свои энтузиазм. Все они были созданы с большим интересом и любовью.
É muito difícil responder a essas questões. São tantos os projetos recentes – no Brasil e no exterior. Eu poderia, ao menos, lembrar dois trabalhos que me agradam em particular, como o centro cultural projetado para Avilés, na Espanha, e o Centro Administrativo do Governo do Estado de Minas Gerais, a ser construído em Belo Horizonte. Nesses e em todos os demais eu pus todo o meu entusiasmo; foram todos elaborados com o maior interesse e carinho.
Вопрос: И если рассматривать вопрос шире, не могли бы Вы дать свою оценку развития современной культуры в контексте происходящего на планете?
Я считаю, что произведения искусства могу и должны включать в себя идеи и поступки направленные против негуманного отношения к человеку, против расширения социальной несправедливости. Одним словом, быть солидарными и ответственными, выражать то что с такой ясностью видим, читая произведения таких великих русских классиков как Достоевский и Толстой. С другой стороны, я думаю что, деятельность в области культуры, тесно связанная с попыткой усовершенствовать человека и сделать мир более справедливым и солидарным, возможно только при условии улучшения качества образования. Эта проблема, которая меня очень волнует. Выпускники высших учебных заведений в моей стране, выходят оттуда, не имея представления о настоящих жизненных проблемах. Нам не нужны специалисты, которые разбираются только в вопросах имеющих непосредственное отношение к их профессии. Необходимо чтобы молодежь была готова к тому, чтобы бороться за более справедливый и лучший мир. Об этом я пишу в своей книге, которая скоро выйдет в печати и называется: «Человек и жизнь».
Eu reconheço que a produção cultural de qualidade pode ou deve acolher propostas, atitudes de reação contra a desumanização do homem, contra a ampliação das margens da exclusão social. Em suma: exprimir uma ética da solidariedade, ainda hoje fundamental, que eu identifico nos grandes escritores russos do séculoXIX, sobretudo em Dostoiévski e Tolstoi.
Por outro lado, penso que uma produção cultural comprometida com o aprimoramento do homem e a criação de uma sociedade mais justa e solidária só será possível se garantirmos aos nossos jovens uma formação melhor. Esse problema me preocupa muito, ao ver a situação dos que saem dos cursos superiores em meu país, desprovidos de uma compreensão mais ampla dos problemas da vida. Não queremos o homem especialista, esse sujeito voltado apenas para os assuntos de sua profissão. É preciso formar jovens mais qualificados para participar dessa luta fundamental por um mundo melhor. E é isso que eu procurei tratar num livro que será publicado em breve, O ser e a vida.
Беседовал специальный корреспондент журнала «Смысл» в Бразилии Жозе Вериссимо Техейро де Мата
Мои марксистские убеждения в настоящее время сильнее, чем когда бы то ни было. Коммунизм, с которым я себя отождествляю, напоминает мне героизм россиян, к которым испытываю глубочайшее восхищение. Однако, эти политико-идеологические убеждения не противоречат, в принципе, моим интересам как архитектора в отношении строительства церкви. Я не верю в Бога, но уважают тех кто верят. Я сам происхожу из семьи ревностных католиков (у нас в доме на стене висел портрет Папы Римского). Но я очень рано понял глубину и значение несправедливости и общественного неравенства, и вступил в ряды организации Красное Спасение и позднее в ряды Бразильской Коммунистической Партии. По-моему это было правильное решение.
As minhas convicções marxistas estão mais fortes do que nunca. O comunismo com que me identifico me leva sempre a recordar o heroísmo do povo russo, pelo qual nutro enorme admiração. Essas convicções político-ideológicas não entram em contradição – em princípio – com o meu interesse enquanto arquiteto pelo tema da catedral (ou de uma pequena igreja).
Não acredito em Deus, mas respeito as pessoas que nele crêem. Eu mesmo provenho de uma família católica – o retrato do Papa na parede da sala. Mas desde cedo constatei que a injustiça, a desigualdade social se fazia muito profunda e opressiva, e, ainda jovem, integrei-me ao Socorro Vermelho e, mais tarde, ao PCB. Foi uma opção correta, a meu ver.
Вопрос: Когда то Вы сказали: «Я не гений, гений авангардист Родченко, чьи идеи меня вдохновили творчество» Готовы ли Вы повторить это сейчас?
Сейчас мне кажется, что эта оценка несколько преувеличена… Я не имею четкого представления о том, кто может называться гением архитектуры.
Considero haver certo exagero nessa avaliação... Não tenho nenhuma definição fechada sobre o que seria um gênio em arquitetura.
Вопрос: Бразилия, наверное, самый известный Ваш архитектурный проект. По прошествии сорока с лишним лет с того момента, когда Ваша мечта стала наполнятся жизнью, можете ли Вы сказать, что построили бы сегодня точно такой же город? Или может быть Вы создали бы совершенно новое? Является ли для Вас Бразилия «Идеальным городом»?
Бразилия является выражением момента того сильнейшего энтузиазма, которое страна переживала в 50- е годы. Этот энтузиазм связан самым тесным образом с фигурой президента Жуселино Кубичек. Строительство новой столица – было очень смелым шагом, который позволил расширить и объединить огромные, территории внутри Бразилии. Спустя 40 лет, Бразилия превратилась капиталистическую метрополию и имеет те же проблемы, что и другие крупные города страны. Демонстрируя, таким образом, ошибки связанные с выбором модели экономического развития предпринятого в Бразилии. По этой причине я не могу назвать Бразилия «идеальным» городом .
Brasília expressa – talvez de forma exemplar – o momento de entusiasmo que o Brasil estava vivendo na década de 1950. Entusiasmo que se deve associar à figura singela, de um verdadeiro empreendedor, que foi o presidente Juscelino Kubitschek. A construção da nova capital foi uma aventura, mas ela possibilitou a expansão e a integração de áreas importantes do interior do País.
Passados mais de 40 anos, Brasília se converteu numa metrópole capitalista a exibir os problemas mais graves que afetam as grandes capitais brasileiras. Ela revela os desacertos que é possível associar ao modelo de desenvolvimento econômico adotado no Brasil. Assim sendo, não posso reconhecer em Brasília uma cidade “ideal”.
Вопрос: Как Вы считаете, насколько удачной является идея разместить столицу в географическом центре страны? Стоит ли, например, Российской Федерации переносить столицу в свой географический центр?
Строительство Бразилия было смелым решением президента Жуселино Кубичек.
Я не обладаю достаточными знаниям о России, чтобы ответить на ваш вопрос. К сожалению, я был в Москве очень мало времени, это произошло после окончания II Мировой Войны.
Foi uma decisão corajosa do presidente Juscelino Kubitschek.
Não tenho conhecimentos suficientes sobre a Rússia para responder a sua outra indagação. Infelizmente conheci Moscou muito rapidamente, bem pouco tempo depois do final da Segunda Guerra Mundial.
Вопрос: Как бы Вы расценили развитие современной архитектуры? Движется ли она в правильном направлении? Могли бы Вы назвать молодого архитектора, чьи работы Вам нравятся?
Я избегаю критиковать моих коллег. Существует столько разных направлений в современной архитектуре, что, как мне кажется, сложно принимать какие-то критические суждения. В отношении молодых архитекторов, я по-прежнему защищаю две основные идеи, во-первых: архитектура – это творчество (в том аспекте что каждый современный архитектор должен следовать своей творческой интуиции, в поиске новых форм) и во-вторых, что существует беспредельное множество возможностей работы с железобетоном. Почему бы не начать поиск путей для создания новой архитектурной жемчужины?
Evito sempre criticar colegas.
Existem tendências tão variadas na arquitetura atual que é, a meu ver, problemático fazer um juízo mais crítico a esse respeito. Continuo a defender, com o pensamento voltado para os jovens arquitetos, duas idéias básicas – a de que arquitetura é invenção (e, sob tal aspecto, todo arquiteto moderno deve seguir a sua intuição criadora, em busca da forma diferente), e a noção de que existe um mundo ilimitado de possibilidades a explorar que o concreto armado oferece aos arquitetos. Por que não explorá-las e encontrar outros caminhos para se alcançar o espetáculo arquitetural?
Вопрос: Работаете ли Вы сейчас над каким ни-будь новым проектом?
У меня много различных новых проектов в Бразилии и за рубежом. Хотел бы только отметить две работы которые мне особенно симпатичны - это Культурный Центр спроектированный для Авила в Испании и Административный Центр правительства штата Минас Жераис, который будет возведен в столице штата, городе Белу Оризонти. В эти проекты, как и во все остальные, я постарался вложить весь свои энтузиазм. Все они были созданы с большим интересом и любовью.
É muito difícil responder a essas questões. São tantos os projetos recentes – no Brasil e no exterior. Eu poderia, ao menos, lembrar dois trabalhos que me agradam em particular, como o centro cultural projetado para Avilés, na Espanha, e o Centro Administrativo do Governo do Estado de Minas Gerais, a ser construído em Belo Horizonte. Nesses e em todos os demais eu pus todo o meu entusiasmo; foram todos elaborados com o maior interesse e carinho.
Вопрос: И если рассматривать вопрос шире, не могли бы Вы дать свою оценку развития современной культуры в контексте происходящего на планете?
Я считаю, что произведения искусства могу и должны включать в себя идеи и поступки направленные против негуманного отношения к человеку, против расширения социальной несправедливости. Одним словом, быть солидарными и ответственными, выражать то что с такой ясностью видим, читая произведения таких великих русских классиков как Достоевский и Толстой. С другой стороны, я думаю что, деятельность в области культуры, тесно связанная с попыткой усовершенствовать человека и сделать мир более справедливым и солидарным, возможно только при условии улучшения качества образования. Эта проблема, которая меня очень волнует. Выпускники высших учебных заведений в моей стране, выходят оттуда, не имея представления о настоящих жизненных проблемах. Нам не нужны специалисты, которые разбираются только в вопросах имеющих непосредственное отношение к их профессии. Необходимо чтобы молодежь была готова к тому, чтобы бороться за более справедливый и лучший мир. Об этом я пишу в своей книге, которая скоро выйдет в печати и называется: «Человек и жизнь».
Eu reconheço que a produção cultural de qualidade pode ou deve acolher propostas, atitudes de reação contra a desumanização do homem, contra a ampliação das margens da exclusão social. Em suma: exprimir uma ética da solidariedade, ainda hoje fundamental, que eu identifico nos grandes escritores russos do séculoXIX, sobretudo em Dostoiévski e Tolstoi.
Por outro lado, penso que uma produção cultural comprometida com o aprimoramento do homem e a criação de uma sociedade mais justa e solidária só será possível se garantirmos aos nossos jovens uma formação melhor. Esse problema me preocupa muito, ao ver a situação dos que saem dos cursos superiores em meu país, desprovidos de uma compreensão mais ampla dos problemas da vida. Não queremos o homem especialista, esse sujeito voltado apenas para os assuntos de sua profissão. É preciso formar jovens mais qualificados para participar dessa luta fundamental por um mundo melhor. E é isso que eu procurei tratar num livro que será publicado em breve, O ser e a vida.
Беседовал специальный корреспондент журнала «Смысл» в Бразилии Жозе Вериссимо Техейро де Мата
Комментариев нет:
Отправить комментарий